Эректрофон
НАЧАЛО

НОВОСТИ

СПЛЕТНИ

ОБЗОРЫ

МР3

О ПРОЕКТЕ

ОБЩЕНИЕ BBS

   ПОИСК
Эректрофон
по всему Gay.Ru
по web-каталогу




ИСПОЛНИТЕЛИ
  • МУМИЙ ТРОЛЛЬ
  • ZЕМФИРА
  • MARC ALMOND
  • THE BEATLES
  • D. BOWIE
  • BOYZONE
  • EMINEM
  • ERASURE
  • M. JACKSON
  • ELTON JOHN
  • BOY GEORGE
  • GORILLAZ
  • REED LOU
  • MADONNA
  • M. MANSON
  • M. ST. PREACHERS
  • F. MERCURY
  • G. MICHAEL
  • NIRVANA
  • SINEAD O'CONNOR
  • PET SHOP BOYS
  • PLACEBO
  • IGGY POP
  • PRINCE
  • QUEEN
  • ROLLING STONES
  • SCISSOR SISTERS
  • J. SOMERVILLE
  • R. STEWART
  • SUEDE
  • ROBBIE WILLIAMS


    ЖУРНАЛИСТЫ
  • АК ТРОИЦКИЙ
  • Сева НОВГОРОДЦЕВ
  • Дмитрий ДИБРОВ
  • Алесандра ЛОПАТА
  • New Musical Exp.
  • Звуковая Дорожка




    Яндекс цитирования






  • НАЧАЛО : АК ТРОИЦКИЙ : СТАТЬИ

    АК ТРОИЦКИЙ

    "Бони М": легенда и действительность

    Осенью 1976 года Фрэнк Фариан, недавно перешагнувший порог тридцатилетия поп-певец и композитор-неудачник с более чем десятилетним стажем, записал песенку под названием "Детка, не хочешь ли станцевать бамп?". (Бамп - танец, модный два-три года тому назад; партнеры, танцуя, шлепаются друг о друга бедрами). Всю вокальную партию исполнил сам Фрэнк, он же наиграл и большую часть инструментальной подкладки. Желая избежать ненужных ассоциаций со своим собственным именем ("Ах, это тот самый старикан - Фариан? Спасибо, не надо"), он ставит в графе "исполнитель" ни к чему не обязывающее, почти анонимное название "Бони М". Это сокращение от знаменитого когда-то рок-н-ролла "Бони Марони".

    "Бамп" Фариана становится довольно знаменитым шлягером на его родине - в ФРГ, а также в Голландии. Стали поступать заявки на телевизионные и концертные выступления новой "группы". И Фрэнк Фариан вербует у себя в Мюнхене четверку уроженцев Ямайки.

    Лиз Митчелл, 26 лет, единственная профессиональная вокалистка - она пела в хоре "Лес Хэмфри Сингерз". Марсия Баррет, 30 лет, огромного роста, бывшая манекенщица, наделенная от природы низким приятным голосом. Мейзи Уильяме, 27 лет, симпатичная, в прошлом секретарша. Роберт Фаррелл - диск-жокей и танцовщик, единственный мужчина в ансамбле.

    Впрочем, назвать группу ямайской нельзя. Все ее участники жили и живут в ФРГ и Англии, там же все они получила образование. Однако экзотический камуфляж - штука немаловажная.

    В январе 1977-го новая запись "Бони М" становится мировым шлагером. Это песня "Дэдди Кул". На диске уже звучат голоса Лиз Митчелл и Марсии Баррет, а мужскую партию по-прежнему поет Фрэнк Фариан (а не Бобби Фаррелл). Следует первая долгоиграющая пластинка - "Снимите с меня этот жар" и очередной боевик - "Санни". В июле 1977-го песня "Ма Бэкер" занимает первое место в британском хит-параде...

    История приняла неожиданный оборот. Вот что сказал в одном из интервью Фрэнк Фариан: "Успех "Дэдди Кул" я, в принципе, предвидел (хотя он и превзошел мои ожидания). Над этой песней я долго работал и вложил в нее весь свой опыт и фантазию аранжировщика и продюсера. Однако все последовавшее за этим оказалось для меня приятным сюрпризом. Мысленно я готовил для "Бони М" распространенную участь "группы одного шлягера" (ну, может быть, двух...) и совершенно не предполагал, что это мое детище окажется настолько удачным и живучим. Во всяком случае, я, естественно, чрезвычайно рад всему этому".

    В самом деле, недоумение Фариана имеет некоторые основания. Если "Дэдди Кул", бесспорно, отличался от подавляющего большинства диско-песенок и новизной аранжировки, и нетрадиционным вокальным решением, то последовавшие боевики "Бони М" были или явными вариациями на тему "Дэдди" ("Ма Бэкер", "Распутин") или версиями старых знаменитых песен ("Санни", "Реки Вавилона"). Последний долгоиграющий диск "Бони М" - "Ночной полет на Венеру" - несколько спокойнее предыдущих и более изощрен по техническим приемам. Но я не рискнул бы сказать, что он представляет собой какую-либо эволюцию по сравнению со вторым - "Любовь на продажу". А тот, в свою очередь, - по сравнению с первым альбомом. Все они одинаковые, ровные, очень веселые, исключительно танцевальные, но... пустые.

    Лиз Митчелл, бесспорно, способная певица. Ее голос, особенно в таких песнях, как "Белфаст", "Санни", "Золотое сердце", является, пожалуй, единственным "человечным" элементом в песнях "Бони М". Все остальное - налаженная электронная музыкальная машина, десятки раз перезаписанные хоры, безошибочный механический ритм. В том же интервью Фрэнк Фариан сказал: "Я добиваюсь того, чтобы мои песни работали, как лучшие часы". И на возражение: "А вам не кажется, что это больше похоже на программу ЭВМ, чем на искусство?" - ответил: "Не знаю, все мы немножко роботы".

    Технология изготовления песен по рецепту Фариана и "Бони М" сложна технически, но проста музыкально. Годится любой исходный материал - сентиментальные баллады, негритянские спиричуэлс, рок-н-роллы, даже песни протеста. Мелодия подгоняется под диско-ритм и начиняется вкусной, дурманящей электроникой. Темп песни может быть произвольно изменен в соответствии с требованиями продюсера. Так, в частности, раза в два-три быстрее оригинала прозвучали в исполнении "Бони М" и "Лихорадка", и "Санни", и "Мальчик с плантации" ("Иногда я чувствую себя, как дитя без матери").

    Собственно ямайская народная музыка - реггей, к исполнителям которой иногда причисляют "Бони М", не играет значительной роли в их репертуаре. Реггей-песня "Нет любимой, нет слез" из первого альбома получилась очень неудачно. Более интересно прозвучала ямайская народная песня "Реки Вавилона". Кстати, эта песня стала самой популярной (в тиражном отношении) из всего того, что записано "Бони М". Но все-таки именно оригинальные ритмика и мелодика национальной ямайской музыки оказались той свежей кровью, которая оживила схемы Фрэнка Фариана. Хотя, конечно, группе очень далеко до неподдельного темперамента, душевности и выразительности подлинных исполнителей народной музыки, будь то ямайский реггей или американский соул. Этим объясняется и такой факт, что "Бони М" не очень популярен и в Америке, на своей родной Ямайке. Строго говоря, возрождение интереса к народной музыке Вест-Индии и не является целью Фариана. Его задачи более прагматичны, и вытекают они исключительно из коммерческих расчетов.

    Концертные выступления - сильная сторон "Бони М", и ансамбль доказал это на гастролях Москве. Подвижность и неисчерпаемая энергия артистов просто удивительны. Без передышки нанизывая одну песню на другую, они ни на секунду не снимали напряжения в залe. Слушать их было, может быть, не очень интересно, песни в общем-то похожи одна на другую, но весело, а смотрелась группа и вовсе захватывающе.

    Конечно, в профессионализме, сценическом мастерстве, отработанной зрелищности и эффектности "Бони М" не откажешь.

    Я знаю, "Бони М" популярен у нас в стране. И разумеется, причина тому - не интенсивная рекламная кампания, как это имеет место на Западе. Песни "Бони М" привлекают слушателей темпераментом отточенностью исполнения, необычным колоритом звучания. Нередки в их репертуаре яркие мелодические вещи. По сравнению с "АББА", ансамблем во многом близким по своей концепции к "Бони М", последний более экзотичен и эмоционален. Еще одно несомненное качество музыки "Бони М" (спорный вопрос - достоинство сие или недостаток) это ее легкая "усвояемость", комфортность. Реакция на такую музыку однозначна: беззаботное настроение, релаксация.

    Вы, наверное, уже почувствовали, что автор статьи к "Бони М" относится без восторга. Не будем ссориться, постараюсь объясниться. Я не люблю подделки. Не люблю искусственно сфабрикованные шлягеры. Не могу любить и ценить музыку, которая создается только ради денег, как бы красиво и привлекательно она ни звучала.

    Пусть иной ансамбль не достаточно виртуозно играет. Пусть он не укомплектован супер-аппаратурой. Пусть не очень ловок на сцене... Но пусть он поет что-то свое и по-своему! Пусть в песни он вкладывает более глубокие мысли, чем "не меняйте любовников посреди ночи". Пусть этот ансамбль творит, а не вычисляет! И пусть музыка его рождается не из желания побольше заработать, но из настоящей острой душевной потребности выразить свое понимание мира. Чего, увы, о "Бони М" не скажешь. Быть может, это не вина его участников, а следствие их подчинения жестким требованиям развлекательного жанра...

    Возможно, мои рассуждения не кажутся вам убедительными. Тогда слушайте "Бони М" (все-таки он лучше "Тич-Ин"), но не забывайте, что мир современной музыки им не ограничивается.

    А. Троицкий,
    "Музыкальная жизнь",
    № ?


    ОБ АВТОРЕ
    Введение
    Биография
    Статьи

    © 2000 Виталий Лазаренко
    При поддержке www.gay.ru

    404 Not Found

    Not Found

    The requested URL /cgi-bin/php/neolinks.phpl was not found on this server.


    Apache/1.3.39 Server at erectrofon.gay.ru Port 80